Как оценить портфолио дизайнера интерьеров

Выбор дизайнера должен начинаться с просмотра его портфолио. Многие заказчики часто упускают из вида этот важнейший шаг или недостаточно серьезно к нему относятся. А ведь именно внимательное знакомство с работами проектировщика способно уберечь вас в дальнейшем от очень многих проблем.

Портфолио – это главная визитная карточка дизайнера или специализированной проектной организации. В портфолио отбирают лучшие и наиболее эффектные проекты из практики. Здесь же должны быть продемонстрированы навыки владения техническими приемами и широта мышления дизайнеров. Одним словом, собрано все, что в идеале должно являться предметом профессиональной гордости разработчиков.

Портфолио может быть двух принципиально разных типов: виртуальное (сайт, страница в интернете, набор работ на флэшке или ноутбуке) и, так сказать, «бумажное» – папка (или альбом) с распечатками проектов, фотографиями. Остановимся на этих пунктах подробнее.

Виртуальное портфолио в виде сайта непременно должно быть в наличии у фирм и организаций, занимающихся проектированием интерьера. Это, так сказать, обязательный параграф современного бизнеса. Отдельные специалисты-проектировщики и дизайн-группы также могут иметь виртуальное портфолио в интернете. Для вас, как для заказчика, это весьма удобно: с работами можно ознакомиться в любой момент, подумать, проанализировать и уже тогда вынести вердикт. С другой стороны, вопросы, возникающие во время просмотра, как правило, остаются без ответа и забываются.

«Бумажное» портфолио предназначено для показа при личной встрече с заказчиком. Оно состоит из фрагментов проекта, наиболее ярко демонстрирующих его основную идею, особенности, нюансы, специфику, и включает в себя распечатки трехмерной визуализации, чертежи, необходимую проектную документацию, и, возможно, фотографии. Доминирующей является, опять же, трехмерная визуализация, поскольку именно она дает представление об идейном уровне и качестве работ. У профессиональных дизайнеров интерьера всегда есть и образец целого дизайн-проекта, дающий полное представление о том, что вы получите на руки по завершении работ (этот образец может входить в состав «бумажного» портфолио).

На первый взгляд вам может показаться, что все портфолио проектировщиков интерьера примерно одинаковы: красивые картинки, интересные идеи. Однако, при ближайшем рассмотрении, вы можете получить очень много полезной информации.

Визуальная реализация проекта должна быть представлена в виде трехмерного фотореалистичного изображения (рендера). Если у дизайнера нет собственно ресурса в интернете, и вы смотрите портфолио с его ноутбука, флешки, офисного компьютера или листаете распечатку проектов, то обратите внимание на размер и качество изображений. Все картинки должны быть крупные и очень четкие. Если вам демонстрируют маленькие смазанные изображения, то есть вероятность того, что владелец портфолио не является их автором, а позаимствовал картинки из интернета. На сайты, как правило, выкладывают небольшие изображения не лучшего качества, что продиктовано, во-первых, требованиями к оптимизации ресурса (небольшие изображения меньше весят, что позволяет увеличить скорость их прорисовки на экране и сэкономить место на сервере), а во-вторых, обусловлено желанием авторов защитить свое портфолио от воровства и плагиата. При личной встрече автор проекта должен продемонстрировать вам работы в лучшем качестве.

Обратите внимание на степень исполнения. Фотореалистичное качество желательно, но не обязательно должно присутствовать. Разработчики пользуются разными программными средствами, и вам, в данном случае, стоит знать, что это является важным показателем ценовой политики проекта. Часто бывает, что проектировщики, выдающие более простые рендеры, просят за проект столько же, сколько и организаторы, использующие работу профессиональных визуализаторов. Однако, чем выше степень реализма, тем больше, в идеале, должна быть цена проекта. Потому что подготовка изображений фотореалистичного качества занимает очень много времени и ее выполняют, зачастую, отдельные специалисты. Эта визуальная часть дизайн-проекта, не будучи самой приоритетной для исполнения, является доминирующей для создания общего представления о том, как будет выглядеть проект после завершения, как у вас, так и у подрядчика. Помните, что часть денег, вложенных в дизайн-проект, вы отдаете именно за это. Смотрите портфолио дизайнеров вдумчиво, старайтесь понять, что именно изображено на картинках и насколько это похоже реальность.

С реализмом связано еще одно подводное течение, о котором стоит сказать. Некоторые дизайнеры, из-за отсутствия опыта, практики и чтобы привлечь к себе клиентов, любят вставлять в портфолио несуществующие проекты. То есть, сделанные в свободное время эффектные картинки с крайне броскими интерьерами. Портфолио, куда входят подобные выдуманные работы, называются творческими, и, как правило, демонстрируются не заказчику, а проектным фирмам или организациям, куда начинающий дизайнер хочет устроиться на постоянную работу. В данном случае они показывают творческий потенциал автора и уровень его владения программно-техническими средствами. Профессиональная этика не позволяет демонстрировать заказчику такие работы, потому что приоритетом при выборе проектировщика, в первую очередь, является его опыт, поскольку дизайн интерьеров – не та сфера, где можно довериться человеку, который с нуля начинает свою карьеру. Заказчику важно знать, что дизайнер работал с реальными проектами, которые были в дальнейшем успешно реализованы. Со стороны дизайнера недопустимо выдавать выдуманные проекты, пусть даже превосходного качества, за реальные, т.к. они демонстрируют лишь фантазию дизайнера и его умение делать «красивые картинки», а реально заказанный проект направлен именно на готовый фиксированный результат, который может существенно отличаться от замысла в силу тех или иных технологических возможностей, отклонений от проекта и т.д.). Практика показывает, что в нашей стране вычурные интерьеры с экстраординарными планировочными и цветовыми решениями в частных домах и квартирах заказчики решаются воспроизводить крайне редко. Поэтому, если вдумчиво рассматривать портфолио, всегда можно отличить реально заказанный интерьер от выдуманного.

Старайтесь анализировать увиденное, сравнивайте, насколько это похоже на то, что вы видели в реальной жизни, и особенно акцентируйте внимание на том, можно ли это вообще воплотить. Обязательно расспрашивайте о проектах: что это за помещения, какие материалы были использованы, из чего сделаны отдельные элементы, какие проблемы были решены теми или иными ходами.

Также стоит обратить внимание на типичность материалов, предметов мебели и проектных решений на изображениях. Если в разных проектах вы видите одни и те же вещи (отделочные материалы, мебель и т.д.), есть вероятность, что проект делал не специалист и использовал в качестве подручного средства какую-либо из программ-планировщиков, которые предназначены не для разработки профессионального дизайна интерьера, а лишь в помощь при расстановке мебели.

Отдельным моментом стоит упомянуть о наличии фотографий в портфолио. В идеале расклад должен быть следующим: фото объекта до строительных работ, визуализация проекта, фото реализованного проекта. На практике же все несколько иначе. Обычно получить разрешение на съемку и публикацию фотографий с реализованным проектом частных жилищ крайне сложно. Только немногие заказчики разрешают фотографировать свои дома и квартиры по завершении работ, и уж совсем редко соглашаются на публикации фото в СМИ или интернете. Некоторые даже берут подписку о неразглашении фамилии владельца и физическом месте расположении объекта. Поэтому обычно в портфолио практикующего дизайнера частных жилых помещений достаточно мало фотографий реализованных проектов (это не касается дизайнеров, специализирующихся на интерьерах общедоступных мест: ресторанов, бутиков, клубов и т.д.) Но зато профессиональный проектировщик всегда сможет продемонстрировать вам фотографии объекта до начала строительных работ. В связи с этим стоит принять во внимание следующее. Будьте бдительны, когда в портфолио много фотографий частных помещений и нет самих проектных картинок – есть большая вероятность того, что недобросовестные дизайнеры просто сфотографировали квартиры своих друзей и знакомых, или «надергали» фото из интернета. Помните: если присутствуют фотографии, то обязательно должен быть и рендер проекта.

В завершении данного обзора, мы советуем вам оценивать портфолио дизайнера интерьеров с идейной точки зрения. Обращайте внимание в первую очередь, не на красоту картинки, а на практичность и достоверность. Вам, как заказчику, важно получить решение именно вашей проблемы, индивидуальный подход с учетом ваших пожеланий. В конце концов, именно вам предстоит жить в новом интерьере, поэтому вам должно быть интересно, какие конструктивные идеи предлагают проектировщики, а не какую лепнину они «вешают» на стены помещений.