смешение стилей в интерьере.

В каком стиле оформить свой интерьер? Вот тут как раз и наступает момент, когда важно не ошибиться, а для этого лучше обратиться к профессионалу, иначе может случиться так, что планировка квартиры, сделанная произвольно, не достаточно удобна, а детали: обои, мебель, ковры, которые нравились по отдельности, вместе не дополняют, а противоречат друг другу. Если Вы решились обратиться к дизайнеру, помните, что Ваша главная задача — четко сформулировать свои пожелания и требования к оформлению и функциональному назначению каждого помещения. Вам не нужно ломать голову над тем, каким образом идеи лучше воплотить в жизнь. Профессиональный дизайнер внимательно выслушает пожелания, и в результате Вы получите проект, в котором будут объединены замысел и способы его воплощения.

В каждой практической работе дизайнера использование элементов того или иного стиля хотя и очень гибко, но опирается на некие каноны, диктующие ему правила и пропорции сочетания предметов интерьера. Определяемый скорее интуитивно, он подчас не укладывается в классические определения. Для того, чтобы понять, какой стиль импонирует лично Вам, каковы каноны понравившегося стиля, предлагаю краткий обзор основных стилей дизайна интерьеров.

Стиль эклектика

«Смешение всего со всем», эклектику нередко называют главным «стилем» современной эпохи вне стилевого развития архитектуры. Когда очередное модное направление уже "выработало себя", а новое еще не создано, господствует эклектика. Тогда зодчие обращаются ко всему архитектурному наследию (истории), заново обучаясь и переосмысливая накопленный опыт. Во всяком случае, именно так эклектику трактует современная история архитектуры. Впрочем, в профессиональном дизайне из «смешивания всего со всем» как спонтанного действа оформилось самостоятельное течение, которое и получило название «эклектика». Потребность в смешении стилей становится необходимостью, если в жилище будут жить люди с различными «интерьерными» запросами. У каждого из них могут быть свои вкусы, и каждый должен иметь в квартире свой уголок, в котором бы чувствовал себя максимально уютно. Но в то же время, квартира не должна превратиться в нагромождение не сочетающихся между собой предметов и деталей интерьера. Найти решение, органично сочетающее пожелания всех членов семьи — прямая обязанность дизайнера. Например, отделка квартиры может быть выполнена целиком в традициях минимализма, но в комнате, предназначенной для того или другого члена семьи, могут присутствовать детали, подчеркивающие его индивидуальность. Главное — в дизайне должна прослеживаться общая линия, и отдельные элементы интерьера должны гармонично и естественно сочетаться между собой. Профессиональный дизайнер, при необходимости сможет найти гармоничное сочетание для элементов разных стилей даже в пространстве одной комнаты. Но, безусловно, возможно оформление интерьера и в строгом соответствии с каким-либо уже сложившимся стилем.

 

Эклектические интерьеры, по определению, многокомпонентные. Когда смешиваются близкие между собой исторические стили, например, классицизм и ампир, барокко и модерн, получаются композиции, где вещи гармонично сочетаются в интерьере, не противореча друг другу. Но иногда смешение стилей носит характер рискованного эксперимента, где элементы, характерные для разных направлений, намеренно противопоставляются, как бы сталкиваются между собой. Меняя интерьер, люди стремятся сохранить старые любимые вещи, и невольно "вписывают" в образ нового пространства предметы, на первый взгляд совершенно не подходящие по стилю. Но для опытного дизайнера нет неразрешимых задач: небольшие продуманные изменения - и вот уже любимые вещи заняли свое особое место, причем оказывается, что созданная таким образом эклектика очень гармонична.

Интерьер такого дома построен на противоречиях, но главной его чертой становится удобство и комфорт, так как стиль эклектики крайне утилитарен. В этом образе удачно сочетаются "исторические включения" и современная стилистика. В доме могут сосуществовать произведения самой разнообразной живописи, от полотен старинных мастеров до подарков друзей и даже собственных "произведений живописи", созданных руками хозяев или их детей. Подчеркнуто современная мягкая мебель соседствует со старым комодом, пережившим несколько исторических эпох и даже несколько попыток реставрации и преобразования. В обстановке, где смешаны стилистически разные предметы, очень важно акцентировать внимание на деталях, потому что именно детали объединяют такие разные по характеру предметы. Например, если вы хотите основным элементом декора спальни сделать расписанные вручную ткани, привезенные из далекого путешествия и так полюбившиеся вам, то придется тщательно продумать цветовое решение комнаты, чтобы выделить этот элемент декора. Тут и становится уместен прием, когда часть стен в интерьере остается белыми, а часть - выкрашены в насыщенные цвета, подчеркивающие красоту размещенных на их фоне декоративных элементов. Этот прием цветового смешения придает пространству дополнительную глубину.

 

Еще один тип оригинального интерьера можно увидеть в домах людей много и увлеченно путешествующих и привозящих домой из поездок сувениры. В таких интерьерах, благодаря удачным импровизациям и вкусу хозяев, вещи из разных стран и эпох прекрасно уживаются как со старинной, так и с современной мебелью. В эклектике смешение вещей из различных стилей возведен в ранг канона: разноцветные пластиковые стулья и современный светильник соседствуют со старинным индийским подсвечником и антикварным столиком из ажурного чугунного литья. Помимо того, эти разные, сувениры создают своеобразный декор-коктейль с мебелью, купленной у антиквара или заказанной у современного модного дизайнера. А общая идея такого интерьера: декор в духе фантазии и свободы. Когда вещи, привлекшие хозяина формой и тщательной обработкой материала, компонуются между собой, невзирая на стиль.

Подобные интерьеры совершенно уникальны и необычайно декоративны. Они насыщены цветом, детали в них представляют собой отдельные произведения искусства, но, тем не менее, органично соседствуют, дополняя и украшая друг друга. А обстановка в целом создает представление об облике хозяина, его художественном чутье и своеобразном вкусе. Но решиться на такой эксперимент способны люди уверенные в себе, своем вкусе, люди смелые и неординарные, которыми и являются хозяева домов и квартир, интерьер которых составлен в стиле, называемом современная эклектика.

Классический стиль в интерьере

В практике дизайна понятие классического интерьера может иметь два значения. Классика как «классицизм» опирается на античное наследие и архитектуру Древнего Рима. Это так называемая историческая интерпретация классического стиля. Вторая версия классики объединяет в себе сразу несколько направлений - барокко, собственно классицизм, рококо, ампир и др. Такое собирательное определение «классики» оказалось востребованным профессиональными дизайнерами по ряду причин. Во-первых, эти направления, довольно резко контрастируя в архитектурных решениях, имеют много общего в декорировании. Их отличает простота, естественность форм и строгое соблюдение принципа пропорциональности. При этом “английскую классику” с ее торжественностью, массивностью и тяжеловесностью лучше использовать в просторных квартирах с высокими потолками, а “классика” греко-римская тяготеет к естественным, пропорциональным формам и может стать удачным решением почти для любой квартиры. Во-вторых, в современном дизайне редко используются «исторически чистые» интерьеры. Тогда как легкая эклектика из элементов декора, близких по «звучанию» и образному ряду, стало явлением настолько распространенным, что оформилась в целостное направление.

 

Интерьер, оформленный в классическом стиле – это, обычно, помещение правильной формы, излучающее покой и основательность. Такой интерьер не чрезмерен, не перегружен деталями, не "бьет в глаза", исполнен сдержанного достоинства, вкуса и респектабельности. «Классика» покупается надолго и передается по наследству. У качественной классической мебели есть особенность: как и талантливая живопись, такая мебель со временем возрастает в цене, становясь раритетом. Ведь, как правило, это мебель из натурального дерева: ореха, вишни, карельской березы. А ручная работа, резьба, позолота, инкрустация редкими породами дерева, перламутром, бронзой делают такую мебель настоящим произведением искусства.

Стиль барокко

Сложившиеся каноны классического стиля имеют многовековую историю. В XVI веке в период итальянского Возрождения в интерьерах дворцов появляется не свойственная до этого средневековым замкам роскошь внутреннего убранства. Сам термин "Возрождение" (Ринасименто - на итальянском, Ренессанс - на французском языке) появился в XVI в. в Италии и описывал эту эпоху как время возрождения искусства после Средневековья, считавшегося временем полного упадка. В основе формирования культуры Возрождения лежало возвращение к великому наследию античности. По сути, эпоха Возрождения положила начало новому этапу в истории архитектуры и декора. Рассматривая стилевые направления следующего ХVII века - барокко, классицизма, рококо, - легко убедиться как в их глубинной связи с Возрождением, так и с противоположностью этой эпохе.

 

Искусство барокко получило наибольшее распространение в Италии. Под барокко подразумевалось нечто вычурное, даже уродливое. Это название было в насмешку дано эстетами XVIII в. искусству XVI и XVII вв. Оно было унаследовано и художественной критикой XIX в., называвшей это направление в архитектуре и декоре упадком красоты и хорошего вкуса. Поэтому до сих пор критики часто используют термин барокко, характеризуя завершение или упадок определенного стиля. Со временем термин «барокко» утерял негативный подтекст и стал использоваться для обозначения художественного направления, с присущими ему декоративной пышностью, динамическими, сложными формами, живописностью. Микеланджело Буонаротти считают создателем стиля барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены. Микеланджело был в большей степени скульптором, нежели архитектором. С этой точки зрения он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур. Красота и изящество наряду с практичностью и удобством вновь (как и в Античности) становятся главной заботой архитекторов. Для барочного декора характерны искривление форм, овальные залы, арки, мраморные витые лестницы. Сложный, иногда даже перегруженный декор: лепнина, позолота, резьба, чеканка, инкрустация. В отделке преобладают растительные мотивы гирлянды цветов, листья, венки.

 

Последователи великого итальянца, двигаясь по пути усложнения, часто вообще отказываются от симметрии в композиции, открывая совершенно новые возможности стены. Она как бы лишается самой главной своей черты - надежности и монументальности, зато приобретает небывалую прежде пластику и динамику. Возникают здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным фасадом. В интерьерах появляется капризная усложненность - скругленные углы, обилие зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта перетекания" пространства в "заоблачную высь" - все это придает интерьеру подчеркнутую театральность. На фасаде, впрочем, как и в интерьере можно видеть очень много таких декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуши и т.п. Итальянская мебель эпохи Возрождения, опираясь на античный стиль, становится более легкой, подвижной, разнообразной и богато декорированной. В мебели мастера стараются сохранить естественный цвет и фактуру древесины, используется резьба, инкрустация, позолота. Из сундука развивается предок дивана - ларь-скамья с подлокотниками и спинкой. Кровать, помимо балдахина, имеет занавески. Появляются "авангардные" мебельные находки: стол на одной ноге, табурет на трех ногах. С эпохи Возрождения, по сути, и начинаются знакомые нам виды европейской мебели, отсюда же берут начало и приемы декорирования жилища, украшения интерьера.

 Классицизм

Полноправное господство классического стиля (собственно классицизма) можно увидеть в интерьерах дворцов французской знати. Во Франции классицизм наибольшего расцвета достиг во времена правления Людовика XIV, и получил название "стиль Людовика XIV". Это был период строительства архитектурного шедевра Франции - Версаля. Для французского классицизма характерно стремление к внушительности, парадности, декоративному блеску интерьеров и в то же время строгая геометрическая планировка в архитектуре, упорядоченность, композиционная стройность. Использование в оформлении помещений и фасадов элементов античной архитектуры, разработка, так называемой, «ордерной» организации декора – его основная черта. Французский классицизм отличался сочетанием традиционной для этого стиля стройной и симметричной общей композицией со стремлением к импозантности и внешнему блеску интерьеров. Классический стиль оправдал свое первоначальное название - "правильный образец для подражания".

 

Все было строго определено, четкие и прямые линии, правильные симметричные формы, начиная от колонн, оконных проемов, мебели и кончая строгими геометрическими формами подстриженных кустов в саду. Французы, добавив к классицизму немного роскоши и позолоты, введя в отделку военную символику: знамена, шлемы, шпаги в барельефах, лепнине и резьбе, золоченые кисти, напоминающие генеральские эполеты, создали во времена Наполеона стиль ампир.

Английский классический стиль основал архитектор, очень долго живший в Италии. Помимо общих черт, присущих этому стилю, английская классика отличается некоторой сухостью. Сдержанные, холодные формы соответствуют размеренному укладу жизни английской аристократии. Особенностью английского классического интерьера является наличие холла - парадного вестибюля, а также украшение потолков не только лепниной, но и живописью - плафоном.

Современная классика

В современном исполнении классический стиль - это сдержанная, ровная поверхность стен, нередко обтянутых тканью, как бы излучает свет, а мебель из дорогой древесины - тепло и достоинство. Как правило, предметы интерьера в классическом стиле создаются на заказ. Вот почему созданная вручную в классических пропорциях вещь, будь то мебель, светильники или посуда не теряет своей красоты и популярности, сохраняя со временем свою притягательность и ценность. В классической обстановке, обычно много зеркал, расширяющих помещение и придающих ему легкость и блеск. Колонны с бронзовыми капителями очень органично дополняют интерьер, камины отделаны мрамором. Общая цветовая гамма - белая мебель в сочетании с позолотой и пастельными тонами обивки и стен, или, тоже очень распространенный вариант, мебель цвета натуральной благородной древесины с бронзовой отделкой и сине-зелеными или пастельными оттенками текстиля в обивке, шторах. Специально созданный по новым технологиям текстиль, сохраняющий все декоративные свойства, присущие классическим образцам, имеет большую цветовую палитру и высокую прочность. Разнообразные ткани: шелк, атлас, хлопок, вискоза, парча, однотонные или с классическими рисунками, хорошо сочетаются с изощренными формами мягкой мебели и естественными цветами древесины. Портьеры и драпировки окон сложной изящной формы с благородными складками и драпировкой, служат украшением окна и интерьера в целом. В отделке используются кисти или близкие по тону и фактуре ткани.

Для освещения чаще всего используются люстры из хрусталя, натурального прозрачного камня или дорогого стекла. Хорошо смотрятся в таком интерьере и бронзовые или позолоченные люстры с плафонами, имитирующими свечи. Современное точечное освещение не является противоречием, а, скорее, органично вписывается в интерьер.

Каминные залы с уютными невысокими креслами, с низкими чайными и кофейными столиками, чинные парадные гостиные с обилием света и мягкими светлыми коврами ручной работы, с паркетом из ценных пород дерева и светильниками, похожими на ювелирные украшения. Столы и стулья в столовой с резными изящными ножками и фарфоровой посудой, тонкой, почти прозрачной с неброским рисунком и позолотой. Все это гармоничные и комфортные интерьеры дома в классическом стиле. Здесь роскошь комфортна и предназначена не для экспозиции, а для жизни в ней. Такие интерьеры не противоречат перегруженному информацией и заботами времени, а служат скорее умиротворяющим фоном для отдыха, расслабляют и напоминают о вечных ценностях.

Современные архитекторы и дизайнеры создают новые высокотехнологичные интерьеры, в которых сохраняются основные черты классического стиля, органично сочетаясь с новыми формами и материалами. Натуральный цвет благородного дерева, традиционного для классики, сочетается в таких интерьерах с блеском стекла и металла в его современных элементах. Пространство такого жилого дома или квартиры ощущается как удивительно целостное, благодаря не только повтору классических форм и единой цветовой гамме, но и точно подобранным натуральным отделочным материалам. Здесь органично совмещаются светлые стены, матовый отблеск паркета из африканского дерева, стеклянные столешницы, зеркала в тонких позолоченных рамах и пастельного цвета шелковые шторы. Это тоже классика, ее осовремененный вариант. Ведь в таких интерьерах сохраняются главные черты классического стиля: благородство и сдержанность, гармоничность и хороший вкус. При всем их разнообразии, изящные и несколько парадные интерьеры в классическом стиле не выглядят как музейные экспонаты, а являются подтверждением высокого социального статуса владельца дома, его респектабельности и платежеспособности.

Стиль модерн

Стиль “модерн”, появившийся на рубеже веков завершил в Европе длительный период эклектики и бесстилья конца XIX века. Он, как сейчас “хай-тек”, предполагал использование самых современных для своего времени материалов и отличался значительной свободой при дизайнерском решении интерьера. Его создатели вносили в дизайн интерьера все лучшие достижения прошлых стилей и самые изысканные и утонченные идеи своего времени. Главным девизом архитекторов конца XIX - начала XX века, было: “Ни один дом не должен быть похож ни на какой другой!”. В интерьерах часто встречается свободная планировка, разные уровни пола, расширяются оконные проемы. Один из принципов работы над интерьером - импровизация на выбранную тему. Стены помещений покрываются причудливыми, ассиметричными, капризно извивающимися линиями; становятся красочными, потом часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Стилизованный растительный орнамент модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Параллельно развивается конструктивная линия в мебели, где элемент декора сведен к минимуму. Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка без оттенков.

Модерн, как движение в искусстве, возник на рубеже XIX и XX веков в развитых, с интенсивной духовной жизнью странах. Причем, модерном он назывался в России и Великобритании, а в Бельгии и Франции это был стиль "ар-нуво", "либерти" - в Италии, "югендштиль" - в Германии, а в США - "стиль Тиффани". Главной идеей модерна была идея сотворения прекрасного, которого так мало в окружающем мире, а его целью было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное "исцеление жизни красотой". Манифест модернистов - соединить профессиональное художественное творчество и производство бытовых изделий, - вызвал переворот в прикладном искусстве и сформировал новый тип художника-универсала, выступающего и как архитектор, и как декоратор, и живописец, и график. Примером может служить наш земляк М.А.Врубель: он пишет картины, создает скульптуру, майоликовые панно, театральные декорации и мебель. Вообще, трудно назвать художника того времени, который не создавал бы эскизы мебели, ткани, утвари, бижутерии, декоративного убранства интерьеров. Отличительной чертой восточно-европейского модерна является пластическая выразительность, изящество, свойственное декадентствующему серебряному веку - с его тонким вкусом, изысканной красотой и внутренним надрывом. Модерн в других странах имел свои особенности: в Австрии и Германии отличался более строгим геометризмом, а в США ставил своей основной задачей естественное слияние с окружающей природой.

Характерный для этого периода символизм в зодчестве создавал пластические, изогнутые, текучие формы, в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся растительный орнамент, а в живописи - гибкие пластичные линии и пятна цвета, образующие сложный узор. Стилистика модерна впервые соединила европейские и восточные художественные традиции. В убранстве дома это выразилось в свободной планировке помещений, заимствованной у японских жилищ. Модерн принес в европейские дома моду на ширмы со сложным и тонким рисунком, черный лак и отделку перламутром в мебели и аксессуарах. В XX веке в стиле модерн строятся и оформляются интерьеры городских особняков, дорогих многоквартирных домов, загородных вилл и дач.

 

Форма и декор окон, дверей, лестниц становятся разнообразными и геометрически сложными. Резные рамы окон и дверных проемов из натурального дерева имеют извитую форму, они, как ветками причудливых лиан, разрезают стекло окна или двери на сложные составляющие. В декоре фасадов и интерьеров применяются узорная керамическая облицовка, кованое гнутое железо с растительными переплетениями в декоративных решетках и перилах лестниц. Широко применяются витражи, чаще всего с абстрактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков, не контрастирующих, но дополняющих друг друга. Витражи применяются и в интерьерах в качестве межкомнатных перегородок, в проемах дверей, в технике витража делаются и абажуры светильников.

Развитие интерьера по спирали - один из излюбленных приемов модерна - делает его похожим на раковину. Не зря форма раковины была своего рода символом этого стиля, а "любимым" цветком - ирис, с его причудливо выгнутыми лепестками, сложной несимметричной формы. Дом в стиле модерн - это диковинный водоворот: изогнутые пластичные формы рисунка на паркете, витые лестницы с кованой решеткой перил и сложным переплетением "вьющихся растений" из металла. Стены обтянуты тканью с растительным рисунком, межкомнатные перегородки в виде окон с витражами, лепной плафон в центре потолка, наборный паркет из благородного дерева. Овальные окна задрапированы тканью в тон стен, ламбрекен сложной формы повторяет рисунок на ткани. Декоративные детали из резного дуба украшают настенные светильники с матовыми плафонами, резные, с тем же мотивом, двери имеют вставки из стекла и бронзы. На стенах зеркала - в деревянных, сложной, искривленной формы, рамах. Мебель добротная и респектабельная, из массива древесины с благородным декором из темной бронзы. В столовой круглый стол и удобные кресла с гнутыми спинками, а специальная технология обработки стекла придает окнам эффект мерцающего льда, что тоже очень соответствует "загадочному" духу модерна. Стены отделаны деревянными панелями, светильники создают уютный рассеянный свет. В гостиной хрустальная люстра со множеством "свечей", кресла со спинками в виде половинок раковины, мягкие диваны, обтянутые полосатым шелком с деревянными подлокотниками и гнутыми резными ножками, скульптуры из мрамора и бронзы - интерьеры в стиле модерн напоминают драгоценные шкатулки, изготовленные с отменным вкусом и чувством меры замечательным мастером.

Модерн с его культом красоты и изящества всегда современен. Сказочная витиеватость классического модерна органично вписывается и в квартиры современных многоэтажных домов, и в загородные особняки. Причем, одинаково успешно можно как воспроизвести обстановку типичную для этого стиля начала прошлого века, так и адаптировать этот стиль к реалиям времени. В этом случае в интерьере допустимо использование современной мебели: например, кухня из нержавеющих металлов в сочетании с деревом. Главное, чтобы культивируемое модерном сочетание дерева и металла не противоречило стилю, создавая его новый современный вариант.

Стиль ар деко

«Стиль звезд» (ар деко от франц. Art Deco по названию выставки 1925г. в Париже «Art Decoration» — «Декоративное искусство») зародился в Париже в период между первой и второй мировыми войнами. До 1960 г. данное направление не считалось самостоятельным. Его истоки естественным образом уходят в стиль ар нуво (модерн). Ар деко, вошедший в моду в 20-30-е гг. отчасти продолжил традиции ар нуво, вместе с тем на него оказали влияние кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения. Здесь флористическому декору противопоставляется линейный, геометрический как более соответствующий новой технике в архитектуре и промышленности. Становится популярным геометрический орнамент из прямых линий, треугольников и кругов.

Уже к концу первого десятилетия XX века т.н. «абстрактный» модерн открыто конкурирует с конструктивизмом с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм, очищенных от декоративности «растительного» модерна. Двадцатые годы - время поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи в их неразделимой общности.

 

Дизайн ар деко являлся основой почти всех домашних интерьеров в 20-х30-х годах. Простота и геометричность стиля открыли эпоху массового производства мебели, сделав ее доступной. Именно в эти годы были созданы практически все образцы мебели XX века. Стиль ар деко вернулся в Европу в 1990-е и стал весьма популярен. В последнее время профессиональные дизайнеры внесли поправку в идеологию стиля ар деко. В отличие от аскетичной эстетики 20-х голов прошлого века, теперь это - стиль роскоши, богатства, причем технические достижения и вполне традиционные дорогие материалы, и качество отделки в нем уравниваются – и то, и другое ценно тем, что просто очень дорого стоит. В то же время, образ, создаваемый таким интерьером, вовсе не «жизне-строительный», а жизне-украшающий: он обладает качествами очень прямой выразительности, играющий на простительном и своеобразном тщеславии человека – демонстрировать капитал, которого стоит.

Прогресс в развитии новых технологий открыл эру массового производства мебели. Наряду с оформлением частных домов растет число проектов интерьеров отелей, банков. Традиционные материалы в архитектуре и интерьерах заменяются новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями. Стиль сознательно ориентирован на прошлое, стремится к роскоши и воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусств. Ар деко современно и необычно сочетает в интерьере восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства первой половины ХХ века, особое предпочтение отдавая кубизму. Поэтому «ар деко»-интерьер не столько композиция, сколько сумма отдельных составляющих.

 

Для этого направления характерны прямые или же «ломано» изогнутые линии, четкость и графичность форм. От других его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц, а также скругленные углы, строгие вертикальные линии, "отступающие" формы. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Также уместна светлая древесина, кожа, мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования.

Эклектика ар деко позволяет смешивать элементы ампира, архаики египетского искусства, индийской экзотики и африканского примитивного искусства. Традиционное для ар деко экзотичное пальмовое дерево - проко, - хорошо сочетается с эбековым. Причудливая игра цветов: цвета слоновой кости, насыщенные коричневые тона, все оттенки золотого.

Стиль хай - тек

Считается, что классические интерьеры рассчитаны на спокойных и консервативных людей, состоявшихся в жизни, не меняющих интерьер в угоду моде.

Стиль “хай-тек” (от high technology - высокие технологии), напротив, есть выражение меняющегося мира, он очень популярен среди людей, энергичных, стремящихся следовать в ногу со временем. Для хай-тека характерно использование в отделке самых современных материалов, мебель при максимальной функциональности, как правило, имеет экстравагантную, нетрадиционную форму. Хорошо в таком интерьере смотрится и бытовая электроника, оформленная по оригинальным авторским проектам. “Хай-тек”

Хай-тек» родился в революционные 60-е прошлого века под влиянием архитектурных течений 20-30-х годов, в особенности конструктивизма. Стиль возник из дизайна промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются функциональному назначению, и поначалу представлял собой скорее подход к архитектуре, чем особый стиль. В интерьере, где большинство элементов инженерного оборудования открыты, декором становятся конструктивные узлы, крепеж, всевозможные сочленения и заклепки, обилие стеклянных и металлических деталей. Применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям, металлические каркасы и технические коммуникации. Трубы, арматура, воздуховоды, лифты, перемычки, балки, фермы, кабели - нарочито выставляются напоказ. Такая конструкционная открытость - одна из отличительных черт хай-тека.

 

Приверженцы этого стиля демонстрируют публике то, что обычно прячется - архитектурные и сантехнические элементы. Чаще всего функциональной нагрузки эти элементы не несут, но являются выразителями образного ряда. Здесь они не просто участвуют в создании интерьера - они его основа. Функция предмета выставляется напоказ и сама становится элементом дизайна. Для этого направления характерны прямые стремительные линии, резкие формы, зачастую исполненные в металле. Дизайнерские решения хай-тека (особенно, чрезмерный техницизм и цеховая атрибутика) резко диссонируют со стилистикой, уходящей корнями в прошлое. Однако некоторые дизайнерские находки в рамках этого стиля компенсируют отказ от традиций. Это гармоничное сочетание пространства и света, формы предметов и их цвета плюс идеальные пропорции, максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор. Из-за использования новейших технологий, материалов, оборудования, интерьеры в стиле хай-тек часто сравнивают с космическим кораблем. Стиль может ассоциироваться и с темой взгляда в будущее, и с "техно", и с "индустриальными" мотивами. Хай-тек, как правило, находит своих почитателей среди жителей больших городов, так как весьма урбанистичен. Он для любителей общения и просто для стильных людей. Близок современному человеку, который считает себя родным сыном компьютера. Всевозможная техника со свисающими проводами в таком интерьере смотрится очень гармонично.

Хай-тек - стиль, пропагандирующий эстетику материала. Наиболее распространенными являются стекло, металл (они в отделке помещения являются основными), бетон, камень, натуральное дерево. К этому могут добавляться открытая кирпичная кладка и разнообразные современные синтетические материалы. Никаких особых ограничений у стиля нет, можно использовать краску, которая дает гладкую, блестящую поверхность, штукатурку, жидкие или объемные обои с интересным рельефом, керамическую плитку или натуральный камень, ламинированное дерево, линолеум. Главное здесь – выдержать принцип техногенности. Полное отсутствие украшений в интерьере компенсируется "работой" фактуры: игра света на стекле, рисунок натуральной древесины, блеск хромированных труб, стержней и металлических полированных поверхностей. Демонстрируются высокие качества пластиков, легких сплавов, новых композитных материалов, цветных блестящих и прозрачных поверхностей.

В свое время хай-тек пробудил у дизайнеров вкус к использованию суперсовременных материалов. Сегодня отмечается новый всплеск интереса к технологическим достижениям. Лазерная обработка текстильных изделий, использование металлических нитей превращают ткань в самостоятельный элемент интерьера. Это может быть текстиль прозрачный, бронзового, золотого, стального тонов. Пластик также приобрел ранее невиданные свойства: может быть мягким, как подушка, или гладким и упругим, как фанера, прозрачным, как стекло. Путем добавления хлопковолокна в полипропилен изготовлена хайтековская версия холста, отличающегося повышенной прочностью. В Голландии изготовлены стулья с использованием плетеного волокна карбона и армида - получилось своеобразное хайтековское макраме. К числу новейших отделочных материалов относятся и акриловые натяжные потолки - это тоже элемент хай-тека.

Формы и пропорции мебели в стиле хай-тек тщательно продуманы, она похожа на офисную: пластик, кожзаменитель, полированный металл. В этом интерьере будет уместно все легкое, с четкими геометрическими формами. Удачно подобранные стулья, кресла или диван из хромированного металла и кожзаменителя смотрятся очень стильно, практичны и удобны. Вместо обычной мебели используются стеллажные модули с закрытыми и открытыми секциями. Они могут быть из любого материала, например, пластиковые или деревянные полки, укрепленные на металлическом каркасе из полированных труб. Еще один нюанс: все поверхности мебели должны быть ровными и гладкими, а металлические элементы и фурнитура - серебристые, блестящие. Свет для хай-тека так же важен, как и фактура. Кроме общего света, который дает основной источник, используются всевозможные светильники, вмонтированные в мебель. Они могут быть на кронштейнах, подставках. Вообще светильники - основа техногенной эстетики, царства металла и пластика, простых форм и линий, эргономики и безупречной функциональности. Жесткие композиции создают системы токовых шин. Уместно в этой обстановке смотрятся стеклянные плафоны из молочного или цветного матового стекла простой формы, которые гармонируют с декоративными стеклянными же элементами - вазами, посудой.

 

Современные интерьеры в стиле хай-тек строятся больше на сочетании пространства и света, чем на сочетании цвета и рисунка. Идея диктует и соответствующее колористическое решение: цвета чистые и четкие, без полутонов: черный, белый и серый в основе и красный, синий, зеленый и желтый - как дополнение. Рисунков нет, декоративных элементов тоже, расцветки минималистские - если не однотонная ткань, то, в крайнем случае, двухцветная. Этот стиль не терпит небрежности - все должно быть ровным и гладким: бескомпромиссно чистые, часто блестящие поверхности стен, потолка, пола, оконных рам, дверных коробок. И, естественно, минимализм - интерьеры этого стиля отличает четкость и конкретность, можно даже сказать - деловитость.

Создавая интерьер в этом стиле, нужно помнить, что при всей кажущейся простоте он требует тщательного продумывания и отбора всех элементов. Любой чужеродный стакан или картина испортят впечатление. Мебель, ткани, посуда также должны быть гладкими и блестящими. Блеск как бы увеличивает пространство, добавляет света. То же самое делают и зеркала. Они могут быть вообще без рам, но обязательно нужно хорошо продумать, куда их повесить. Стандартные занавески будут в такой обстановке немного неуместны. Вместо этого - жалюзи. Естественно, что фарфор и хрусталь в такой обстановке будут чужаками. Фаворит стиля - посуда "техно" из матового цветного стекла или глазурованного фаянса, одноцветная, без орнамента и рисунков, четкой геометрической формы в виде шара, цилиндра, конуса, призмы.

Стиль минимализм

«Минимализм» - стиль для радикалов. Его девиз: отказ от нужного в пользу самого необходимого. Он всякий раз становится модным на рубеже эпо